Дворец Сапег в Ружанах

Мутными расплывающимися акварельными полосами усеяно чуть красноватое небо, раскинувшееся над величественными руинами бывшей резиденции рода Сапег. Над стенами места, которое таит множество тайн и загадок. Вечерняя прохлада добавляет к вороху пленительных чувств и крупицу мистики. Именно в таком свете предстало перед нами это удивительнейшее архитектурное творение.
Место, о котором можно писать долго и пространно даже не затрагивая длинной насыщенной истории его жизни, а описывая лишь внешнее изящество формы и логичность каждого изгиба.
Как и должно, с дворцом связаны некоторые любопытные легенды. Самая известная из легенд — молва о том, что где-то на территории сего уникального места имеется клад фамильных драгоценностей Сапег, который так и не был найден. В другой легенде упоминается о тайном подземном ходе, ширина которого позволяла передвигаться по нему верхом. Отмечают, что он вёл до дворца в Коссово.

К величайшему сожалению имя архитектора – творца, чей труд привлекает сейчас туристов из всех уголков страны и зарубежных гостей, кануло в лету. Не было найдено никаких упоминаний. Не известна и дата начала строительства этой пышной единицы зодчества. Дворец был воздвигнут в 1602 году канцлером великим литовским Львом Сапегой, предположительно на месте старой усадьбы Тышкевичей, ибо имение ранее принадлежало именно им. Это был уже настоящий дворец, а не средневековый замок. Проектируемый по образцу итальянских “paiazzo”, без тесного внутреннего двора.
Стены замка за свою долгую жизнь впитали в себя всю горечь трагичной судьбы, которая подвергла дворец немалым испытаниям. Ведь в возрасте ста лет дворец был разграблен и полностью уничтожен. Однако в 1770-ых годах был фактически построен заново под руководством саксонского архитектора Яна Самуэля Беккера в стиле классицизма. Именно он превратил замок в дворцовый ансамбль. А вокруг был разбит чудеснейший английский сад.

В восточной части находилось отдельное роскошное здание театра и манеж. Театр имел глубокую сцену с семью планами кулис, что давало возможность трижды менять оформление во время спектакля, а зал был двухъярусным. Во второй половине 18 века в штате театра насчитывалось более ста музыкантов и актёров. В западном корпусе резиденции размещалась картинная галерея. Имелись богатая библиотека, где насчитывалось свыше трёх тысяч томов, и невероятной красоты оранжерея.

Затем последовал ряд печальных событий, что привело к изъятию в 1831 году дворца государством и передаче его в руки еврейского заводчика. Пинас кощунственным образом превратил изящное произведение искусства, эту застывшую музыку в ткацкую фабрику. Фабрикой стало место, где некогда Ян Сапега принимал короля Речи Посполитой Сигизмунда Старого, угощал его местной медовухой из крупного хрустального бокала, получившего имя “Иван”. Бытует мнение, что этот легендарный сосуд был изготовлен гданьскими мастерами из чистейшего горного хрусталя, украшенного золотом и камнями.
Превратили в фабрику помещение, в котором, по некоторым источникам, одно время хранилась государственная казна княжества, а также размещался солидный военный арсенал.
В начале Первой мировой войны (1914) дворец вспыхнул. Сильнейший пожар заставил обвалиться части стен замка. Затем предпринимались попытки восстановления в 1930 году, однако вскоре последовала Вторая мировая война, и замок окончательно превратился в руины благодаря рукам доблестных партизан.


После кровавых событий прошлого века о дворце и вовсе забыли. Помимо местных жителей-стервятников, которые норовили сэкономить на строительном материале и стали растаскивать здание на кирпичи. Беспощадно разбирались уже без того потрёпанные стены, которые некогда поражали своей монументальностью,