Хоть шаром полети

Словосочетание «воздушный шар» у большинства из нас первым делом пробуждает детские воспоминания о приключениях Незнайки. Но сегодня полеты на воздушном шаре стали популярным спортом, отдыхом и туризмом.
Человек издавна стремился в небо. Воздушные шары (по-научному — аэростаты) были придуманы еще в XVIII веке. И хотя за прошедшее с тех пор время человечество изобрело множество летательных аппаратов, принцип аэростата практически не изменился: шар, наполненный горячим воздухом (или газом), и корзина с людьми и запасом топлива. Разве что материалы, из которых их изготовляют, усовершенствовались.
Огромный шар, надутый паром
Шар размером с пятиэтажный дом может парить в 30 см над землей, а может и взмывать вверх на 4–5 км, повинуясь умелым действиям человека. «Воздушный шар — это не самолет. Ты летишь туда, куда дует ветер. И мастерство пилота заключается в том, чтобы правильно определять направление и силу ветра и управлять шаром за счет изменения температуры воздуха внутри оболочки». Так говорят опытные воздухоплаватели.
Стоит подчеркнуть, что воздухоплавание является самым безопасным среди авиационных видов спорта. По сути, шар, наполненный воздухом, представляет собой огромный парашют. Поэтому, даже если оболочку проклюют агрессивные птицы или прострелит случайная пуля, он спокойно приземлится. К тому же при выполнении пассажирских полетов в корзине находятся опытные и классные специалисты, полеты осуществляются только при ветре до 5 м в секунду в идеальных погодных условиях.

Сложности отечественного воздухоплавания лежат в другой, организационной, плоскости. Полеты на воздушных шарах — дорогой вид спорта, организованное занятие, требующее командных действий, и к тому же полеты санкционируются и отслеживаются различными уполномоченными инстанциями. И никакие горячие головы не заставят пилотов подняться в воздух во время весенней грозы или зимней вьюги.
Поднялся в воздух далеко не даром
Воздухоплавание по определению спорт обеспеченных людей, это дорогое удовольствие. Аэростат в зависимости от параметров шара и вместимости корзины стоит от 22 до 62 тыс. евро. Себестоимость одного полета воздушного шара — порядка 2,5 тыс. грн. Сюда входит и машина сопровождения, и газ, и оплата труда команды. Естественно, позволить себе роскошь воздухоплавания могут далеко не все. Соответственно определяется и цена на коммерческие полеты, и размер платы за обучение будущих пилотов.
Полеты на воздушном шаре становятся очень популярны, несмотря на немалые цены. Специальные предложения, разумеется, обходятся еще дороже. Ведь прогулка на воздушном шаре может стать и подарком, и элементом романтического свидания, дня рождения или свадьбы.
Но при всей своей капиталоемкости воздухоплавание приносит и доход. Воздушные шары широко используются как рекламное средство. Многие компании приобретают аэростаты для сопровождения корпоративных торжеств и публичных мероприятий, таким образом они рекламируют бренды и украшают окружающую среду. Например, немецкий производитель пива Warsteiner имеет парк из 300 воздушных шаров. Крупнейшие международные турниры по воздухоплаванию тесно связаны с торговыми марками, спонсирующими соревнования.

Имена брендов закреплены в названиях турниров, наиболее престижными из которых считаются BP Trophy и Honda Cup. Разумеется, практически на каждом шаре-участнике красуется имя спонсора.
В некоторых странах воздушные шары работают как транспортное средство — для перевозки пассажиров и грузов. Так, в Турции аэростаты используют для трансфера туристов — практично и красиво.
ИНТЕРЕСНО
Самый первый аэростат в мировой истории поднялся в воздух в 1783 году во Франции. Его изобрели братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье, наполнившие дымом соломы и шерсти, горящими в жаровне, мешок диаметром 35 м. Самыми первыми пассажирами шара были овца, петух и утка, они пробыли в воздухе всего 8 минут. А уже через несколько недель француз Жан-Франсуа Пилатр первым из людей поднялся на шаре в воздух, добравшись до высоты 24 м.
Параллельно с братьями Монгольфье воздушный шар придумал французский физик Жак Шарль. В отличие от братьев он наполнил шар не горячим воздухом, а газом легче воздуха (водородом). Со временем водород заменили гелием.

На долгое время шарльеры потеснили монгольфьеров. Но в начале 1970-х в мире разразился бум «доступного воздухоплавания», связанный с появлением новых прочных тканей и изобретением современной газовой горелки. Тогда снизились стоимость аэростата и затраты на эксплуатацию, и тепловые шары завоевали рынок.
Газовые шары гораздо дороже тепловых.
РЕКОРДЫ
- Мировой рекорд высоты полета на аэростате с открытой корзиной принадлежит британцу Дэвиду Хемплман-Адамсу, который сумел поднять свой шар на 9906 м в провинции Альберта, Канада.
- В закрытой корзине на самое большое расстояние от земли поднялись американцы Малькольм Росс и Виктор Пратер. В 1961 году им удалось взять высоту 34 668 м.
- Рекорд продолжительности безостановочного одиночного перелета на газовом воздушном шаре был установлен с шестой попытки в 2002 году Стивом Фоссетом. Облетев вокруг света, он провел в закрытой корзине аэростата 13 дней 16 часов и 12 минут. В ходе полета путешественник преодолел 34 тыс. км.
- Для тепловых аэростатов рекорд продолжительности полета установил в 1993 году Уильям Басси — 29 часа 14 минут 35 секунд. А рекорд по дальности в 2005 году принадлежит американцу Энди Кайтону, преодолевшему расстояние 1715,9 км.